Таунхаусный сад со стеклянным кабинетом

Еще один таунхаусный садик (другой был тут), точнее два совсем небольших прямоугольника земли — палисадник и задний дворик, но и на таком небольшом объекте есть много интересного

Во-первых, на этом заказе встретились обе мои ипостаси — дизайнерская и научная. Вторая ипостась как раз занимается темой городов-садов, так что когда я приехала на объект, моя искусствоведческая половина сразу сделала стойку — многие признаки пригорода-сада были там налицо — поселок по единому плану с особым вниманием к городской эстетике, коттеджи на несколько квартир с отдельными входами и участками земли для каждого, центральный бульвар, и, главное, та неповторимая патриархальная идиллическая атмосфера, которая всегда ощущается в таких местах.Это поселок Северный, вот архивное фото:

И, собственно, также там сейчас:

так были устроены дома и участки при них

Участок моих клиентов вот такой:

Пожелания клиентов — красивый палисадник, прикрывающий вход в дом от улицы, стилевое пожелание — что-то типа английских палисадников. На заднем дворе — навес, место для барбекю, сад-релакс, в идеале, если уместится — кабинет-микропавильон для уединенной работы с одновременным любованием садом. И также изоляция от улицы (технического проезда).
Сюда добавляются мои критерии:
— пиетет к атмосфере этого поселка, желание как-то стилистически поддержать его дух. Советских отсылок я совсем не фанат, но у многих городов-садов был большой уклон в историзм, это хорошо проявляется в английских, вот в это и поиграем.
— очень непростой расклад по освещенности. На заднем дворе солнце светит со стороны соседки, чей огород у нас под носом, надо с ней как-то деликатно размежеваться без забора. Т.е там  придется изворачиваться и придумывать какой-то трюк.
— ну и, как всегда — стильный сад легкого ухода. Выносливые и одновременно красивые растения, умеренное разнообразие для поддержания всесезонной декоративности.

Вот решение по размещению построек: (ни архитектуры, ни конструктива там нет, это пока только концепт)

С палисадником все понятно, я ниже вернусь к его стилю, а пока — поподробнее о планировке заднего двора, патио. Решение, которое я предлагаю — почти неизбежное в заданных условиях — выстроить подобие перистильного дворика, окружить его павильоном-кабинетом со стороны проезда и навесом со стороны соседки.
Трюк же мой заключается в том, чтобы избежать массивной глухой стены, не отгородиться от солнца, сохранить видимость объема, — т.е., сделать разграничивающую стену, пропускающую свет. И тут я предлагаю вторую мульку — тадам! стеклоблоки! Да-да, я знаю, что вы сразу подумаете о тех сначала дико модных, а потом дико надоевших стеклоблоках — хитах евроремонта двухтысячных наряду с буйством гипсокартонно-фигурных потолков…
Но я думаю о другом. Об том стилевом бульоне из декоративности, промышленной революции, японизма и конструктивизма, который варился в творческих головах первой половины прошлого века. Лекцию об этом я разворачивать тут не буду. Но вот есть один, например, клевый дом по теме, Maison de Verre Pierre Chareau — «Стеклянный Дом» Пьера Шаро, можно тут еще о нем почитать.

И блоки должны быть не современные, не дай бог розовые, а такие, промышленные, честные и даже с налетом времени, может быть даже б/у с заводской разборки (но, может, это и перебор:)

Сделать из них стену навеса, и частично стены павильона, обращенные к саду. Можно предложить соседке пустить даже по стеклянной стене со своей стороны что-то плетистое, не сильно густое, розы, например — как все это красиво будет с нашей стороны просвечивать! Мои быстрые технические модели не передают, конечно, но упрощенно мысль иллюстрируют

У павильона вся стена, обращенная в сад должна быть остеклена обычными прозрачными стеклами, а боковая тоже может быть из блоков, для лучшей инсоляции и также атмосферности.
Вместе с посадками все получается так:

Стиль. Такая эстетика, как бы немного от дома культуры, курорта, чуть фабричная, — отталкиваясь от исторической атмосферы поселка. Но в интернациональном варианте, тяготеющем к английской, памятуя о вкусе хозяев дома. Этот коктейль не так уж невозможен, как могло бы показаться. Возьмем, например, "коврик" из плитки перед домом, такой, какие нам так нравятся в английских палисадниках:

Казалось бы, чисто английская особенность. Однако слово "метлах" нам вполне известно, полов из метлахской плитки было предостаточно и в наших домах. Среди них было несколько довольно распространенных узоров, и я даже нашла очень бюджетный вариант из самой обыкновенной тротуарной плитки, который формой и рисунком будет прекрасно поддерживать нужную стилистику (обычно я избегаю узорчатых мощений, но тут это будет очень даже уместно). Впрочем, у нас есть салоны, где и классический английский метлахский коврик можно купить.

Вот коллаж, где собраны примеры мощения, мебели, колористики и ландшафтного дизайна:

Немного о ЛД.
Небольшой прямоугольный партер в середине патио:

Он может быть засажен по разному — это может быть и газон, и невысокая сплошная посадка в стиле новой волны, и даже, — еще один тадам! — он даже может быть орнаментальной засаженной клумбой в стиле восточного ковра (я, кстати, давно мечтаю кому-нибудь такую сделать)

В этом смысле чертовски трудно оказалось подобрать относительно не аляповатые примеры. На самом деле это совсем не обязательно будет китч, можно сделать все очень стильно. (Если кто-то захочет — обращайтесь, у меня что-такое спроектировать ужасно руки чешутся:)
Весь ЛД я рассказывать не буду — только еще один момент. В середине патио, точнее, ближе к стеклянному павильону должны быть изогнутые, не слишком высокие деревца. Голоногие, чтобы сквозь них хорошо все просматривалось. В колористике преобладают серебристые тона. Самый простой вариант — облепиха, я считаю, ее совершенно незаслуженно как-то все резко разлюбили. Ну да, она агрессор конечно, ну что ж теперь…Зато как хороша, — серебряная, японистая, с ягодами особенно декоративная до зимы…Ума не приложу, как ее из немилости вытащить:)

Барбекю здесь облегченное, без фабрики-кухни, постараюсь в следующий раз рассказать об этом подходе.

Запись опубликована автором в рубрике Без рубрики.